Распоряжение администрации муниципального района "Прилузский" от 17.10.2014 N 338 "Об утверждении порядка разработки и утверждения должностных инструкций работников администрации муниципального района "Прилузский"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ПРИЛУЗСКИЙ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. № 338

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ РАБОТНИКОВ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ПРИЛУЗСКИЙ"

С целью совершенствования документационного обеспечения управления трудовой деятельностью на единой организационно-методической основе и повышения ее эффективности путем унификации управленческих документов и технологии работы с ними,
1. Утвердить Порядок разработки и утверждения должностных инструкций работников администрации муниципального района "Прилузский" согласно приложению к настоящему распоряжению (далее - Порядок).
2. Руководителям структурных подразделений администрации муниципального района "Прилузский" в срок до 15 ноября 2014 года привести должностные инструкции работников администрации в соответствие требованиям Порядка.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на руководителя аппарата администрации муниципального района "Прилузский" (Е.В.Нестерюк).
4. Распоряжение администрации муниципального района "Прилузский" от 30 декабря 2010 года № 1735 "Об утверждении порядка разработки и утверждения должностных инструкций работникам администрации муниципального района "Прилузский" признать утратившим силу.

И.о. руководителя администрации
муниципального района
"Прилузский"
Н.ЖУК





Утвержден
распоряжением
администрации муниципального района
"Прилузский"
от 17 октября 2014 г. № 338
(приложение)

ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ РАБОТНИКОВ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ПРИЛУЗСКИЙ"

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработки и утверждения должностных инструкций работников администрации муниципального района "Прилузский" (далее - должностные инструкции, работники Администрации) разработан с целью совершенствования документационного обеспечения управления трудовой деятельностью на единой организационно-методической основе и повышения ее эффективности путем унификации управленческих документов и технологии работы с ними.
1.2. Настоящий Порядок определяет общие требования к порядку разработки, согласования, утверждения, введения в действие, регистрации, учета, хранения должностных инструкций и внесения в них изменений и дополнений.
1.3. Должностная инструкция:
- определяет задачи, функции, обязанности, права, ответственность работников Администрации и предъявляемые к ним квалификационные требования;
- является организационно-правовой основой для определения соответствия работника Администрации занимаемой должности при оценке его компетентности при приеме на работу, аттестации или увольнении;
- является основанием для привлечения работника Администрации к юридической ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей и неиспользование полномочий.
1.4. Цели разработки должностной инструкции:
- создание организационно-правовой основы служебной деятельности работника Администрации;
- обеспечение регламентации текущей служебной деятельности работника Администрации;
- оптимальное распределение должностных обязанностей между работниками Администрации и исключение их дублирования при выполнении определенных видов работ;
- повышение ответственности работника Администрации за результаты его деятельности;
- обеспечение объективности при аттестации работника Администрации, его поощрении, а также при применении к нему дисциплинарного взыскания.

II. Порядок разработки и внесения изменений
в должностные инструкции

2.1. Проект должностной инструкции разрабатывается руководителем структурного подразделения (далее - разработчик).
2.2. При разработке должностных инструкций необходимо исходить из Устава муниципального образования муниципального района "Прилузский", Регламента работы администрации муниципального района "Прилузский", положения о структурном подразделении администрации муниципального района "Прилузский". Не допускается противоречие должностной инструкции законодательству Российской Федерации.
2.3. Должностные инструкции должны соответствовать по форме требованиям государственного стандарта по оформлению документов организации - ГОСТ Р6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
2.4. В правом верхнем углу титульного листа должностной инструкции располагается гриф утверждения, состоящий из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.
2.5. Должностные инструкции должны содержать следующие разделы:
- Общие положения;
- Квалификационные требования;
- Должностные обязанности и показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности;
- Права;
- Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
- Порядок служебного взаимодействия работника;
- Перечень муниципальных услуг, предоставляемых при участии работника гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги.
2.5.1. Раздел "Общие положения", определяя целевое предназначение и место должности в администрации муниципального района "Прилузский", содержит общие сведения организационного характера:
- наименование органа МСУ;
- наименование должности с указанием структурного подразделения;
- место должности в Реестре должностей муниципальной службы с указанием соответствующей группы (для муниципальных служащих администрации муниципального района "Прилузский");
- должность непосредственного руководителя;
- наличие и состав подчиненных;
- непосредственная подчиненность;
- порядок назначения и освобождения от должности;
- порядок замещения на период отсутствия;
- возможность совмещения должностей и функций;
- положения об использовании сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, служебной информации, персональных данных;
- нормативная база служебной деятельности муниципального служащего.
2.5.2. В разделе "Квалификационные требования" указываются требования к уровню образования и (или) направлению подготовки, стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий, предъявляемые к работнику Администрации, учитываемые при назначении на должность, проведении аттестации и квалификационного экзамена.
Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются в соответствии с Законом Республики Коми от 21 декабря 2007 года № 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми".
Квалификационные требования для замещения должностей, не являющихся должностями муниципальной службы, устанавливаются постановлением администрации муниципального района "Прилузский".
Стаж работы по специальности - это продолжительность профессиональной деятельности на должностях, для замещения которых необходимо наличие образования определенного направления. При этом стаж работы по специальности определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов (распоряжений) о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой работы.
При составлении перечня профессиональных знаний их необходимо разделить на 2 уровня:
- общие - знания в области конституционного устройства, системы государственной власти Российской Федерации и Республики Коми, общих принципов организации местного самоуправления, основ муниципальной службы, общие знания по специальности;
- специальные - знания в той профессиональной области, которая определяется должностными обязанностями (функциями), знания административно-управленческих процессов. Примеры формулировки общих знаний.
Навыки проявляются в виде устойчивых способов ведения профессиональной деятельности.
Профессиональные знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий также подразделяются на общие и специальные требования.
2.5.3. Раздел "Должностные обязанности и показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности" содержит законодательно установленные обязанности работника Администрации и выполняемые им функции, которые должны быть сформулированы в соответствии со стандартом описания функций специалистов (приложение к настоящему Порядку).
Каждая должностная обязанность формулируется исходя из возможности проверить и оценить ее выполнение с помощью показателей эффективности и результативности. Каждой функции соответствует минимум один показатель эффективности и результативности.
Показатели эффективности и результативности должны отвечать следующим основным критериям:
- быть четко увязаны с целями и задачами органа МСУ;
- отражать степень вклада каждого работника в достижение целей и задач;
- полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей;
- быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние работника на динамику показателей результативности.
Показатели эффективности и результативности могут выражаться как в качественной, так и в количественной форме. Показатели должны быть:
- конкретными;
- измеримыми;
- достижимыми;
- соответствовать определенному периоду времени.
2.5.4. В разделе "Права" перечисляются права работника Администрации, непосредственно связанные с профессиональной служебной деятельностью. При разработке раздела "Права" в него включаются также отдельные положения по гарантиям работника, установленным законодательством и муниципальными правовыми актами.
2.5.5. В разделе "Ответственность" детально формулируются виды и показатели ответственности работника Администрации за собственные действия (бездействия) и за действия (бездействия) его подчиненных при их наличии.
В отношении муниципальных служащих предусматривается ответственность за несоблюдение Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования муниципального района "Прилузский".
2.5.6. Раздел "Порядок служебного взаимодействия" описывает порядок служебного взаимодействия работника Администрации с другими работниками, в том числе муниципальными служащими администрации муниципального района "Прилузский", выборными должностными лицами местного самоуправления, государственными гражданскими служащими государственных органов, гражданами и организациями, а также с соисполнителями поручений.
2.5.7. В разделе "Перечень муниципальных услуг" устанавливается перечень муниципальных услуг гражданам и организациям, в предоставлении которых непосредственно участвует работник Администрации.
Наименование муниципальной услуги приводится в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги. Указанный перечень также должен соответствовать задачам и функциям структурного подразделения и функциональным особенностям замещаемой должности муниципальной службы.
2.6. Должностная инструкция составляется по каждой штатной должности и носит обезличенный характер. Не допускается одновременное использование нескольких должностных инструкций для одной должности.
2.7. В должностную инструкцию в процессе работы могут вноситься изменения и дополнения, которые проходят такой же порядок согласования, как и должностная инструкция.
2.8. Все изменения, внесенные в должностные инструкции, должны быть доведены до сведения работников под роспись в течение трех рабочих дней. Допускается также переиздание должностных инструкций с внесенными изменениями.

III. Порядок согласования, утверждения и введения
в действие должностных инструкций

3.1. Проекты должностных инструкций работников Администрации направляются разработчиком на согласование:
- руководителю структурного подразделения (управления), в состав которого входит данное подразделение (отдел, сектор);
- начальнику организационно-правового управления;
- руководителю аппарата администрации муниципального района "Прилузский".
3.2. При наличии существенных замечаний или несоответствия инструкции установленным требованиям, лица, указанные в п. 3.1, возвращают проект должностной инструкции разработчику на доработку.
3.3. Согласованный проект должностной инструкции передается в отдел правовой, кадровой и организационной работы организационно-правового управления, специалисты которого отправляют его на утверждение.
3.4. Должностные инструкции вступают в силу со дня утверждения:
- руководителя администрации муниципального района "Прилузский" - главой муниципального района - председателем Совета муниципального района "Прилузский";
- заместителей руководителя администрации муниципального района "Прилузский", руководителя аппарата администрации муниципального района "Прилузский" - руководителем администрации муниципального района "Прилузский";
- руководителей и работников структурных подразделений - заместителем руководителя администрации муниципального района "Прилузский", курирующим данное подразделение, руководителем аппарата администрации муниципального района "Прилузский".
3.5. Должностная инструкция действует до ее замены новой должностной инструкцией или упразднения должности (подразделения).

IV. Порядок ознакомления с должностными инструкциями

4.1. Специалист отдела правовой, кадровой и организационной работы организационно-правового управления проводит ознакомление работников Администрации с должностными инструкциями при:
- заключении трудового договора (прием на работу);
- переводе на другую должность, включая временный перевод;
- исполнении обязанностей временно отсутствующего работника;
- замене действующей должностной инструкции новой редакцией (актуализации).
4.2. Факт ознакомления с должностной инструкцией подтверждается подписью работника в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью должностной инструкции.
4.3. В случае неоднократного исполнения работником обязанностей временно отсутствующего работника в течение календарного года повторного ознакомления с соответствующей должностной инструкцией не требуется.
4.4. Без соответствующего ознакомления работник не имеет права приступать к выполнению служебных заданий, в связи с чем непосредственный руководитель несет ответственность за допуск к работе данного работника.
4.5. Требования должностной инструкции являются обязательными для работника с момента его ознакомления с инструкцией под роспись и до перемещения на другую должность или увольнения, о чем делается запись в соответствующей графе листа ознакомления.

V. Порядок регистрации, учета и хранения
должностных инструкций

5.1. Обязанности и ответственность за регистрацию, учет и хранение должностных инструкций возлагается на отдел правовой, кадровой и организационной работы организационно-правового управления администрации муниципального района "Прилузский".
5.2. Утвержденные должностные инструкции регистрируются в журнале с обязательным указанием следующих реквизитов документа:
- регистрационного порядкового номера;
- даты утверждения;
- даты введения в действие;
- названия должности;
- перечня подразделений, в которых применяется инструкция.
5.3. Согласованный и утвержденный оригинал должностной инструкции нумеруют, заверяют печатью администрации муниципального района "Прилузский" и хранят в личном деле работника.
5.4. Копия должностной инструкции передается работнику и его непосредственному руководителю.
5.5. Копии должностных инструкций, утративших силу, уничтожаются руководителем подразделения.





Приложение
к Порядку
разработки и утверждения
должностных инструкций работников
администрации
муниципального района
"Прилузский"

СТАНДАРТ
ОПИСАНИЯ ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

Раздел 1. ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ФУНКЦИЙ

1. Условные обозначения
1.1. При описании стандартных формулировок функции знак <...> обозначает место, в которое вставляется описание предмета ведения структурного подразделения органа МСУ.
1.2. При описании стандартных формулировок функции текст в угловых скобках, выделенный курсивом, заменяется соответствующим смысловым текстом.
1.3. При описании стандартных формулировок функции текст, заключенный в квадратные скобки [], может опускаться.
1.4. При описании стандартных формулировок функции два или более слов (фраз), разделенных точкой с запятой и заключенных в фигурные скобки {;}, обозначают выбор одного (любого) из приведенных слов (фраз). Одновременно может быть выбрано несколько слов (фраз). Текст, заключенный в фигурные скобки, не может быть опущен полностью (за исключением случаев, когда фигурные скобки находятся внутри квадратных).

2. Допустимые формулировки описания функций
2.1. анализирует {нормативные правовые акты {федеральные, Республики Коми}; муниципальные правовые акты; информацию; материалы; документы; предложения; показатели; заявки, ...} о <чем> для <чего>
2.2. анализирует {проекты нормативных правовых актов; проекты муниципальных правовых актов; проекты договоров; проекты учебных планов; муниципальные целевые программы; проекты муниципальных целевых программ, ...} <органов исполнительной власти, органов МСУ, структурных подразделений органа МСУ>, представленные для согласования
2.3. готовит <вид информационно-аналитических материалов <1>> для {[кого], <чего> <2>}
--------------------------------
<1> Записки, справки, доклады, слайды и т.п.
<2> В формулировке данной функции "для кого" уточняется только для внешнего по отношению к органу МСУ пользователя (наименования структурных подразделений органа МСУ не указываются), "для чего" готовятся информационно-аналитические материалы указывается во всех случаях.

2.4. готовит {аналитические; информационно-аналитические; информационные} материалы {о <чем>; по поручению руководителя органа МСУ} <3>
--------------------------------
<3> Для тех функций, у которых невозможно точно определить периодичность выполнения.

2.5. разрабатывает предложения о <чем> для <чего>
2.6. разрабатывает предложения к проектам <...>, представленным на согласование
2.7. разрабатывает [{долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные}] прогнозы <...>
2.8. разрабатывает {проекты муниципальных правовых актов; <вид нормативного документа>} {<о чем>; [для <объектов, на которые распространяется действие документа>; в сфере <...> по поручению руководителя органа МСУ]}
2.9. разрабатывает проект <...> <4>
--------------------------------
<4> В формулировке данной функции подразумеваются проекты программ, концепций, положений и пр., которые являются приложением к муниципальному правовому акту.

2.10. ведет {учет; реестр; перечень; журнал, ...} <тип учитываемой информации>
2.11. проверяет <вид документа; информационно-аналитические материалы> на соответствие <чему>
2.12. проверяет исполнение условий {договоров <...>, контрактов <...>}
2.13. выступает в качестве эксперта в составе {комиссии; группы} <название комиссии>
2.14. готовит пакет документов для размещения муниципального заказа органа МСУ на <...>
2.15. готовит расчеты <чего> <для чего>
2.16. готовит бюджетные заявки <куда> <для чего>
2.17. готовит проекты {договоров <...>; контрактов <...>}
2.18. разрабатывает методические рекомендации {о <...>; по вопросам <...>}
2.19. проводит консультации для <граждан, юридических лиц, специалистов органов МСУ и т.п.> {о <...>; по вопросам <...>}
2.20. проводит выступления для <кого> <о чем>
2.21. готовит проекты письменных ответов на <типы входящих документов> <5>
--------------------------------
<5> Обращения граждан, юридических лиц и т.п.

2.22. исполняет функции организатора проведения {заседаний комиссии <наименование>; совещаний <...>; семинаров <...>; ярмарок <...>; выставок <...>; форумов <...> и т.п.} <6>
--------------------------------
<6> Если функция организатора исполняется несколькими специалистами, то определяется "в части" чего.

2.23. ведет делопроизводство в отделе
2.24. формирует библиотеку <7> отдела
--------------------------------
<7> Печатные средства массовой информации, периодические издания, статистические материалы, информационно-аналитические материалы структурных подразделений органа МСУ и т.п.

2.25. формирует заявки на материально-техническое обеспечение деятельности отдела
2.26. ведет личные дела <...> <8>
--------------------------------
<8> Ведет - означает внесение соответствующих изменений, актуализация данных

2.27. формирует личные дела <...> <9>
--------------------------------
<9> Разовая функция

2.28. проводит сбор информации <10> для <кого, чего>
--------------------------------
<10> Указать способ сбора информации. Внимание: при применении функции см. комментарии.

Раздел 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПИСАНИЮ ФУНКЦИЙ

1. Слова-паразиты
В стандарте не предусмотрено использование широко распространенных слов "организует", "обеспечивает", "координирует", "осуществляет", "содействует", "совершенствует", "взаимодействует", "участвует", "контролирует", "в пределах компетенции", "в установленном порядке". Они должны быть заменены в зависимости от реального наполнения (реально выполняемой функции). Так, слово "организует" может быть заменено, например, "исполняет функции организатора".
Слова "координирует", "осуществляет", "содействует", "совершенствует", как правило, не несут самостоятельной смысловой нагрузки. Они должны заменяться в зависимости от того, каково реальное содержание этих функций. Возможно, придется заменить одну функцию на несколько.

2. Комментарии к отдельным формулировкам стандарта
Из формулировок функций исключаются сроки исполнения функций (ежемесячно, ежеквартально и т.п.).
При описании функции "анализирует" не используются слова: "ситуация", "опыт", "уровень" и т.п., поскольку анализируются конкретные нормативные правовые акты, документы, информационно-аналитические материалы по определенным вопросам, направлениям.
Функция "анализирует" появляется только в том случае, если после нее следует следующая функция: "разрабатывает (проекты, предложения)", "готовит аналитические, информационно-аналитические, информационные материалы и т.д.". Таким образом, функция 2.1 используется в связке с функцией 2.5, соответственно функция 2.2 используется в связке с функцией 2.6.
Функция "анализирует" уже подразумевает и сбор информации, и рассмотрение документов. Исключением является ситуация, когда сбор информации проводится другим специалистом, в таком случае функция выделяется отдельно.
Функция "готовит" также подразумевает сбор информации. Исключением является ситуация, когда сбор информации проводится другим специалистом, в таком случае функция выделяется отдельно.
При формулировании функции подготовки информации используется словосочетание "комплексная информация", сводной информации быть не должно (готовит комплексную информацию о <...>).
Мониторинг, то есть продолжающееся во времени наблюдение за объектами и процессами в их динамике, не является самостоятельной функцией. Это просто сбор информации, на основании которой принимаются решения, и в этом смысле не является функцией, поскольку не имеет конечного результата.
В случае наличия функции отдела "проводит экспертизу..." стандарт описания функций специалистов следующий:
1. Проверяет ...
2. Готовит проект заключения ...


------------------------------------------------------------------