Приказ Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК от 20.03.2014 N 10-ОД "Об утверждении Положения о наставничестве в Комитете по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми"



КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 20 марта 2014 г. № 10-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
В КОМИТЕТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Указом Главы Республики Коми от 27 сентября 2005 г. № 128 "Об утверждении Положения о кадровом резерве Республики Коми и кадровом резерве государственного органа Республики Коми" приказываю:
Утвердить Положение о наставничестве в Комитете по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми согласно приложению.

Председатель Комитета
Е.ПЕРМИНОВА





Утверждено
Приказом
Комитета
по обеспечению мероприятий
гражданской защиты
Республики Коми
от 20 марта 2014 г. № 10-ОД
(приложение)

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В КОМИТЕТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о наставничестве в Комитете по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми (далее - Положение):
- определяет основные понятия, используемые для реализации наставничества в Комитете по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми (далее - Комитет);
- определяет цели и задачи наставничества;
- устанавливает требования к организации наставничества;
- определяет профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к наставнику;
- устанавливает порядок назначения и смены наставника;
- определяет формы работы наставника с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
- устанавливает порядок отчетности и контроля в системе наставничества;
- определяет права и обязанности всех участников системы наставничества;
- определяет формы стимулирования лиц, осуществляющих наставническую деятельность в Комитете.
1.2. Нормативной правовой основой организации наставничества в государственных органах (структурных подразделениях) является:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
- Указ Главы Республики Коми от 27 сентября 2005 г. № 128 (в ред. от 25.02.2013) "Об утверждении Положения о кадровом резерве Республики Коми и кадровом резерве государственного органа Республики Коми".
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
- наставничество - деятельность, заключающаяся в оказании гражданскому служащему и/или сотруднику Комитета помощи, посредством индивидуальной учебной и воспитательной работы с ними, направленной на реализацию цели и задач, предусмотренных настоящим Положением;
- наставник - гражданский служащий или иное лицо, назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, его профессиональное развитие; содействие в овладении эффективными методами работы; в отношении которого осуществляется наставничество в Комитете;
- лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (наставляемый сотрудник) - гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу (в том числе с испытательным сроком); назначенный на новую должность гражданской службы; лицо, включенное в кадровый резерв Комитета; гражданский служащий, изъявивший желание в назначении наставника; гражданский служащий, рекомендуемый к прохождению программы наставничества по результатам аттестации; иное лицо по решению председателя Комитета.
1.4. Участниками наставничества являются:
- лицо, в отношении которого осуществляется наставничество;
- наставник;
- председатель (заместитель председателя) Комитета;
- руководитель структурного подразделения Комитета;
- руководитель (специалист) кадровой службы, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества в Комитете.

II. Цели и задачи наставничества

2.1. Целью наставничества является подготовка лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, к самостоятельному выполнению должностных обязанностей; оказание помощи в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний, умений и навыков выполнения служебных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
2.2.1. в части содействия профессиональному развитию государственных гражданских служащих:
- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью, повышать свой профессиональный уровень;
- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе;
- формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать профессиональные трудности, возникающие при выполнении служебных обязанностей;
- осуществление оценки профессиональных знаний и навыков наставляемых лиц, исходя из результатов мероприятий, предусмотренных планом работы наставника, индивидуальным планом профессионального развития наставляемого лица; планом прохождения испытательного срока и иными документами, сопровождающими процесс наставничества;
- закрепление кадров в Комитете и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития.
2.2.2. в сфере содействия социокультурной адаптации государственных служащих:
- сокращение периода профессиональной и социальной адаптации при поступлении на государственную гражданскую службу;
- оказание моральной и психологической поддержки государственному гражданскому служащему в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при исполнении служебных обязанностей.
- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
- формирование у наставляемого интереса к работе и порученному делу, уважения к коллективу, выработка высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к выполнению работы и служебного долга.
2.3. Задачи наставничества решаются во взаимодействии председателя Комитета и руководителей подразделений, государственных служащих кадровой службы, наставников, представителей Общественного совета и иных организаций.

III. Организация наставничества

3.1. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, исполнение должностных обязанностей по которым требует расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения практическими навыками работы, формирования эффективных моделей служебного поведения.
В обязательном порядке наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников:
- лицами в возрасте до 30 лет, впервые принятыми на государственную гражданскую службу Республики Коми;
- лицами в возрасте до 30 лет, переведенными по службе на вышестоящую либо равнозначную должность, если выполнение ими функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и новых практических навыков;
- лицами в возрасте до 30 лет, впервые принятыми (переведенными) на должности категории "специалисты" старшей группы должностей и категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей.
Также наставничество может устанавливаться в отношении:
- лиц, включенных в кадровый резерв Комитета;
- лиц, впервые принятых на государственную гражданскую службу Республики Коми или переведенных по службе на вышестоящую либо равнозначную должность, если их возраст превышает 30 лет;
- гражданских служащих, изъявивших желание в назначении наставника;
- лиц, рекомендованных для прохождения обучения под руководством наставника, по решению аттестационной комиссии;
- иных лиц по решению председателя Комитета.
3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью от двух месяцев до одного года.
Срок наставничества устанавливается руководителем структурного подразделения в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовленности лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых навыков, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения и наставником может быть завершено досрочно.
3.3. К работе в качестве наставников привлекаются профессионально компетентные сотрудники государственного органа, имеющие стабильные показатели служебной деятельности, проявляющие способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические навыки осуществления должностных обязанностей по должности и проработавшие в занимаемой должности не менее двух лет. В качестве наставников могут привлекаться ветераны государственной службы, лица, завершившие государственную службу по достижении предельного возраста, члены Общественных советов при исполнительных органах государственной власти Республики Коми, а также иные лица, не являющиеся гражданскими служащими, обладающие большим профессиональным опытом.
3.4. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух гражданских служащих.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе с обязательного письменного согласия лица, назначаемого наставником.
3.6. Утверждение кандидатуры наставника производится приказом председателя Комитета, как правило, в день назначения на должность государственного служащего или преступлении к должностным обязанностям лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество, включения сотрудника в состав кадрового резерва Комитета, но не позднее двух недель со дня назначения на должность (включения в резерв).
Основанием для издания приказа о наставничестве является служебная записка руководителя структурного подразделения, в которое назначен новый сотрудник, при согласии наставника.
3.7. Замена наставника производится приказом председателя Комитета на основании служебной записки руководителя структурного подразделения:
- при прекращении наставником трудовых отношений с Комитетом;
- при психологической несовместимости наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- при неисполнении наставником своих обязанностей;
- при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;
- по обоснованной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления государственного служащего, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
При замене наставника период наставничества не изменяется.

IV. Руководство и контроль за организацией наставничества

4.1. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет председатель (заместитель председателя) Комитета, который:
- обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях, аттестационных и конкурсных комиссиях;
- определяет направления совершенствования наставничества в органе государственной власти;
- оценивает результативность наставнической деятельности;
- создает условия для развития института наставничества в Комитете;
- определяет меры поощрения наставников.
4.2. Ответственность за организацию наставничества в конкретном структурном подразделении несет руководитель этого структурного подразделения, который:
- определяет число лиц (но не более двух человек), в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
- определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- определяет кандидатуру наставника;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит рабочие встречи с наставниками и гражданскими служащими, в отношении которых осуществляется наставничество;
- утверждает (согласовывает) индивидуальные планы наставничества, отчеты по итогам реализации планов;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
- принимает участие в подготовке и/или проведении мероприятий по вопросам проводимых в Комитете;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества и их предоставление в кадровую службу Комитета;
- при необходимости принимает дополнительные меры для ликвидации выявленных затруднений в процессе наставнической деятельности.
Руководитель структурного подразделения вправе:
- осуществлять контроль за деятельностью наставника и наставляемого, вносить необходимые изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;
- организовать проверку сведений, указанных в отчете наставника и наставляемого сотрудника;
- участвовать в различных формах оценки деятельности наставника и наставляемого;
- по итогам календарного года ходатайствовать перед председателем Комитета о поощрении наставников.
4.3. Кадровая служба Комитета осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.
Организационное сопровождение наставничества включает в себя:
- информационное обеспечение работы наставников;
- формирование и актуализацию базы данных лиц, способных осуществлять наставническую деятельность;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта наставничества в Комитете;
- поддержание контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции;
- определение потребности в обучении наставников передовым формам и методам индивидуальной работы, основам педагогики и психологии и организацию обучающих мероприятий;
- разработку единой системы оценки работы наставников Комитета;
- проведение периодического мониторинга и анализа результатов работы наставников в Комитета;
- ликвидацию выявленных затруднений в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается:
- в подготовке проектов нормативных актов, инструктивных и методических документов, сопровождающих процесс наставничества;
- в подготовке распорядительных документов (приказов, распоряжений), сопровождающих все этапы осуществления наставнической деятельности;
- в оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества и отчета по итогам его выполнения;
- в осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесение в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Кадровая служба вправе:
- проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний, навыков и умений;
- проводить оценку компетенций наставников;
- организовывать и проводить внутреннее обучение лиц, осуществляющих наставническую деятельность;
- проводить мониторинг удовлетворенности лиц, включенных в процессы наставничества, организацией, содержанием и эффективностью наставничества;
- по итогам календарного года ходатайствовать перед председателем Комитета о поощрении наставников.
4.4. Настоящим Положением установлены следующие сроки проведения организационных и контрольных мероприятий, сопровождающих наставническую деятельность:
- в течение десяти рабочих дней с момента издания приказа о назначении наставника, наставник готовит индивидуальный план наставничества (Приложение 1 к настоящему Положению), согласует его с руководителем подразделения и передает в кадровую службу Комитета;
в течение трех рабочих дней кадровая служба Комитета знакомит наставляемого сотрудника с индивидуальным планом наставничества;
в течение десяти рабочих дней по окончании установленного приказом Комитета срока наставничества наставник готовит формализованный отчет о результатах наставничества (по итогам реализации индивидуального плана наставничества), а также мотивированное заключение по итогам реализации мероприятий по развитию наставляемого сотрудника, в котором, при необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства (Приложение 2 к настоящему Положению). Данные документы согласовываются с руководителем структурного подразделения и представляются наставником кадровую службу Комитета;
не позднее десяти рабочих дней со дня завершения периода осуществления наставничества кадровая служба организует: слушание отчетов наставников; анализ результатов работы наставников по достижению задач, установленных индивидуальным планом наставничества и наставляемых лиц, обсуждение изменений в индивидуальный план профессионального развития наставляемого сотрудника.

V. Права и обязанности наставника

Наставник обязан:
разрабатывать индивидуальный план наставничества, своевременно и оперативно вносить коррективы в него;
оказывать помощь в разработке плана индивидуального профессионального развития наставляемого сотрудника;
в период осуществления наставнической деятельности контролировать выполнение плана индивидуального профессионального развития наставляемого сотрудника;
не реже одного раза в неделю лично встречаться с наставляемым для контроля степени выполнения, обсуждения, и, по необходимости, коррекции индивидуального наставничества и плана индивидуального профессионального развития лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
в качестве примера совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнять отдельные поручения руководителя подразделения в рамках должностных обязанностей;
передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы, в т.ч. оказывать помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях;
всесторонне изучать волевые, деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
своевременно реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
осуществлять оценку результатов работы наставляемого сотрудника, помогать ему в преодолении имеющихся недостатков;
личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;
- периодически (не реже одного раза в две недели) докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального развития;
- осуществлять оценку наставляемого сотрудника по методам, применяемым в Комитете;
- принимать участие в мероприятиях, организуемых для лиц, осуществляющих наставническую деятельность;
- составлять отчет по итогам наставничества и мотивированное заключение (отзыв), в котором должна содержаться информация о деловых качествах наставляемого сотрудника и его готовности к самостоятельному выполнению служебных обязанностей;
- по окончании срока наставничества, передать утвержденный индивидуальный план наставничества с отметками о выполнении заданий, отчет и мотивированное заключение по итогам наставничества в кадровую службу Комитета.
5.2. В случае, если наставник закреплен за вновь принятым на государственную гражданскую службу сотрудником, он обязан оказывать ему содействие в профессиональной адаптации, в том числе:
- помогать в ознакомлении наставляемого с должностными обязанностями, основными направлениями его деятельности, полномочиями и организацией работы государственного органа, в выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
- обеспечить изучение наставляемым сотрудником, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
- оказывать помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов государственного органа, работе в системе электронного документооборота (СЭД); в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- познакомить с коллегами, помочь освоиться в коллективе;
- помочь освоить стандарты поведения государственного гражданского служащего и т.д.
5.3. Наставник имеет право:
- привлекать наставляемого к участию в общественной жизни коллектива;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством;
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью наставляемого сотрудника, вносить предложения руководителю подразделения о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
- контролировать деятельность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки качества и своевременности выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов;
- требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, предусмотренного настоящим Положением плана индивидуального профессионального развития, а также заданий индивидуального плана наставничества;
- контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности;
- в составе комиссии принимать участие в конкурсных испытаниях при замещении вакантной должности; формировании кадрового резерва Комитета; аттестации и иных оценочных мероприятиях;
- обращаться с мотивированным заявлением о сложении с него обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного овладения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками.

VI. Права и обязанности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество

6.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Комитета, определяющих права и обязанности служащего, вопросы прохождения службы и профессиональной подготовки;
- изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в Комитете;
- выполнять индивидуальный план наставничества в установленные сроки и периодически (но не реже одного раза в две недели) обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением плана и текущей служебной деятельности;
- учиться у наставника современным методам и способам качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач:
- отчитываться о своей работе перед наставником (в части выполнения индивидуального плана наставничества) и непосредственным руководителем;
- проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к работе;
- посещать обучающие мероприятия, организованные в целях развития кадрового потенциала Комитета;
- по окончании установленного срока наставничества в течение десяти рабочих дней представить отчет о проделанной работе.
6.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- в рамках своих полномочий пользоваться имеющейся в Комитете служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- ознакомиться с мотивированным заключением, подготовленным наставником по истечении срока наставничества;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью; запрашивать у наставника интересующую его информацию;
- принимать участие в оценке эффективности организации процесса наставничества в Комитете;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.

VII. Показатели эффективности и стимулирование
работы наставника

7.1. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- успешное прохождение наставляемым сотрудником испытательного срока (если он устанавливался);
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей; знание алгоритмов работы, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- участие наставляемого сотрудника в разработке проектов нормативно-правовых актов, проектов управленческих и иных решений в соответствии с должностным регламентом;
- качество выполнения наставляемым сотрудником распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью, в т.ч. соблюдение им сроков выполнения поручений;
- положительный отзыв наставляемого лица о работе наставника.
7.2. Работа наставника признается неудовлетворительной в следующих случаях:
- выполнение наставляемым сотрудником индивидуального плана наставничества менее чем на 80%;
- неудовлетворительная оценка деятельности наставника;
- если наставник не посещает более 20% мероприятий, связанных с организацией наставничества;
- если наставник не предоставил в установленные сроки документы, сопровождающие наставническую деятельность (индивидуальный план наставничества, отчет по итогам его реализации, мотивированное заключение и пр.).
При наступлении трех из вышеперечисленных случаев наставник может быть исключен из состава лиц, осуществляющих наставническую деятельность.
7.3. Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя государственного органа к следующим видам поощрений:
- объявление благодарности, награждение почетной грамотой с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
- за значительный вклад в профессиональное становление и воспитание государственных гражданских служащих наставники, подготовившие не менее 10 (десяти) подопечных, представляются к награждению Почетной грамотой Комитета;
- внесению предложения о присвоении классного чина до истечения срока, установленного для прохождения государственной гражданской службы в соответствующем классном чине;
- внесению предложения о рекомендации включения в кадровый резерв на вышестоящую должность, для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- внесению предложения о назначении на вышестоящую должность;
- материальному поощрению (выплате премии за выполнение особо важного и сложного задания);
- ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Республики Коми (не менее 10 - 15% за организацию работы с каждым лицом, в отношении которого осуществляется наставничество) при подготовке десяти и более человек размер денежного вознаграждения увеличивается на 2 - 5% за каждого наставляемого сотрудника.
7.4. Результаты наставнической деятельности учитываются при проведении аттестации наставников.
7.5. Руководство Комитета вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности.





Приложение 1
к Положению
о наставничестве

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИЧЕСТВА <1>
сотрудника Комитета по обеспечению мероприятий
гражданской защиты Республики Коми

ФИО, должность наставника _____________________________________________
Ф.И.О., должность наставляемого сотрудника
Срок осуществления наставнической деятельности: по

1. План работы с наставляемым сотрудником и оценка достигнутых
результатов:

N
Проект, задание, мероприятие <2>
Планируемый результат
Срок
Фактический результат <3> (% выполнения)
Раздел 1. Ознакомление с (наименование госоргана), его структурой, задачами

Изучение структуры (наименование госоргана), основных функций и задач
Изучение системы оплаты труда, морального и материального стимулирования, мер социального и материального обеспечения государственных гражданских служащих (наименование госоргана): положения об аттестации и иных документов
Не менее 90% правильных ответов по итогам собеседования (тестирования)



Информирование о правилах внутреннего распорядка
Отсутствие фактов нарушения ПВТР


Раздел 2. Организация изучения нормативной правовой базы, служебных обязанностей и порядка их исполнения
1
Изучение правовых основ прохождения государственной гражданской службы в Республике Коми (согласно установленному перечню НПА) <4>
Не менее 90% правильных ответов по итогам тестирования


2
Ознакомление с основными правовыми актами, регламентирующими систему органов государственной власти Республики Коми, служебную деятельность сотрудника (в том числе с должностным регламентом, Положением об (наименование госоргана), положением о структурном подразделении и т.д.)



3
Посещение (участие через подготовку доклада, выступления) во внутренних семинарах (наименование госоргана) (название семинаров или иных видов учебы) и т.д.
Подготовлен доклад, презентация, информация для проведения обучающего мероприятия


Раздел 3. Изучение нравственных и профессионально-этических основ государственной гражданской службы
1
Ознакомление с Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих
Не менее 90% правильных ответов по итогам тестирования


2
Изучение антикоррупционного законодательства и т.д.


Раздел 4. Изучение особенностей исполнения служебных обязанностей
1
Изучение программных продуктов, используемых в служебной деятельности
Сдан зачет (демонстрация уверенных навыков выполнения типовых операций в соответствии с условиями поставленной задачи)


2
Изучение Порядка (регламента) выполнения конкретных служебных функций
По итогам собеседования дал правильные, исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; не менее 90% правильных ответов на вопросы теста


3
Посещение (участие через подготовку доклада, выступления) во внутренних семинарах (наименование госоргана) (название семинара или иного вида учебы)
Подготовлен доклад, презентация, информация для проведения обучающего мероприятия


4
Ознакомление с деятельностью подведомственных учреждений (при наличии)
По итогам собеседования дал правильные, исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, касающиеся деятельности подведомственных учреждений


5
Самостоятельное исполнение инспектором служебных обязанностей под руководством наставника (указать, какие обязанности и сформулировать требования к качеству и срокам выполнения задания)
Отметить, какие обязанности были исполнены самостоятельно, соответствовали ли результаты требованиям к качеству и срокам выполнения поставленных задач


Раздел 5. Ознакомление с порядком и особенностями ведения служебных документов, правилами работы со служебной информацией
1
Изучение системы электронного документооборота
Сдан зачет (демонстрация уверенных навыков выполнения типовых операций в соответствии с условиями поставленной задачи)


2
Ознакомление с документооборотом, изучение единых требований к документированию оперативной деятельности (наименование госоргана), организации работы с документами в (наименование госоргана)
Отсутствие ошибок при оформлении документов, соблюдении порядка их подготовки, согласования и утверждения


3




Раздел 6. Оказание помощи в процессе адаптации к служебной деятельности и работе в коллективе, в преодолении профессиональных трудностей
1
Привлечение сотрудника к участию в подготовке корпоративных мероприятий (наименование госоргана) (наименование мероприятия)
принято участие в не менее чем мероприятий


2
Анализ профессиональных трудностей, с которыми столкнулся наставляемый сотрудник
Определен перечень трудностей, внесены изменения в ИППР


3




Раздел 7. Выполнение обязанностей по занимаемой должности, поручений, индивидуальных заданий
1
Выполнение практических заданий (указать конкретные мероприятия, задачи, поставленные наставником перед наставляемым)
Положительное заключение по итогам выполнения заданий, в котором отмечено, какие задания были исполнены самостоятельно, соответствовали ли результаты требованиям к качеству и срокам выполнения поставленных задач


2
Консультирование по отдельным вопросам, связанным с выполнением обязанностей по занимаемой должности (перечислить вопросы)
Понимание сотрудников правильного порядка действий при выполнении служебных обязанностей


Раздел 8. Контрольные мероприятия по проверке готовности наставляемого сотрудника к самостоятельному выполнению служебных обязанностей <5>
1
Тестирование на знание правовых основ прохождения государственной гражданской службы РК
Не менее 90% правильных ответов на тестовые задания


2
Тестирование на знание правовых основ осуществления деятельности в рамках занимаемой должности


3
Тестирование на знание правовых основ антикоррупционного законодательства


4
Зачет на знание порядка (регламента) выполнения конкретных служебных функций, программных продуктов, используемых в служебной деятельности, порядка взаимодействия с подведомственными учреждениями и т.п.
Не менее 90% правильных ответов на вопросы


5
Зачет на знание порядка и особенностей ведения служебных документов, правилами работы со служебной информацией


6




7





2. Выводы по итогам реализации плана (отмечается, какие компетенции
наставляемого сотрудника требуют развития, в каких направлениях развития
были достигнуты наилучшие результаты) <6>
3. Предложения и рекомендации по организации дальнейшей
профессионального развития наставляемого сотрудника (формулируются в
формате мероприятий и направлений подготовки наставляемого сотрудника,
которые целесообразно включить в индивидуальный план профразвития на
перспективу)

Наставник
Руководитель подразделения
Специалист кадровой службы
Сотрудник, в отношении которого
осуществляется наставничество
   --------------------------------

<1> По итогам реализации плана наставник составляет отчет, в который
вносит обоснованную информацию об оценке фактически достигнутых
результатов, рекомендациях о направлениях дальнейшего развития
наставляемого сотрудника и т.д.
<2> Задания и проекты, которые назначаются наставником его подопечному
должны соответствовать направлениям развития госслужащего, заявленным в
ИППР; программе испытательного срока, должностном регламенте наставляемого
сотрудника и пр.
<3> Отмечается по итогам составления отчета о реализации плана. С
указанием степени выполнения задания в процентном отношении, полученной
результативности либо причины неисполнения.
<4> Кадровой службе госоргана рекомендуется подготовить тематические
перечни НПА (по темам: общие основы прохождения государственной гражданской
службы: антикоррупционное законодательство; служебная этика и поведение
государственного гражданского служащего; НПА по профилю деятельности и
т.д.), рекомендованных к изучению лицами, впервые поступившими на
государственную службу и/или принятыми на работу в данный госорган.
<5> Контрольные мероприятия могут включать в себя проведение
тестирования, зачета в форме собеседования и т.д.
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в
виду приложение 2, а не приложение 4.
------------------------------------------------------------------
<6> Формулируются по итогам работы за период наставнической
деятельности. Путем заполнения графы таблицы "Фактический результат",
разделов плана "выводы по реализации плана" и "Предложения и рекомендации
по организации дальнейшего профессионального развития наставляемого
сотрудника", а также подготовки отзыва (см. Приложение 4) наставник
отчитывается о проделанной работе.





Приложение 2
к Положению
о наставничестве

МОТИВИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(отзыв) наставника <7>

ФИО, должность наставника _____________________________________________
Ф.И.О., должность наставляемого сотрудника
Срок осуществления наставнической деятельности: с _________ по

1. По итогам реализации плана наставнической деятельности _____________
(Ф.И.О. и должность наставляемого сотрудника) можно оценить следующим
образом:

Показатель оценки
Оценка, по 5-балльной шкале
Комментарии <8> (обоснование)
1.
Знание нормативной правовой базы, регламентирующей прохождение государственной гражданской службы в Республике Коми


2.
Знание антикоррупционного законодательства


3.
Знание нормативной правовой базы, регламентирующей профессиональную деятельность


4.
Предметные знания по профилю работы


5.
Навыки осуществления функциональных обязанностей


6.
Отношение к работе


7.
Работоспособность


8.
Инициативность


9.
Дисциплинированность


10
Взаимоотношение с коллегами


11.
Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности государственного гражданского служащего



2. Заключение по итогам выполнения плана наставничества
(Ф.И.О. и должность наставляемого):

Характеристика достигнутых результатов
Отметка для выбора
Быстро и полно освоил особенности выполнения должностных обязанностей, понял специфику деятельности, приобрел устойчивые навыки пользования программными продуктами; освоил правила и алгоритмы документооборота (в т.ч. сформировал навыки использования системы электронного документооборота); освоил и применяет наиболее эффективные для данной должности технологии. Способен самостоятельно и на требуемом уровне выполнять возложенные на него должностные обязанности

Частично не в полной мере освоил приемы и методы осуществления должностных обязанностей. Не уверен в выборе правильного решения в нестандартной ситуации. Часто обращается за помощью к коллегам и наставнику. Профессиональные навыки могут быть развиты в течение трех месяцев. Рекомендовано продление срока наставничества

Специфику работы в рамках должностных обязанностей освоил не полностью. Помощь коллег и наставников оказывается неэффективной, т.к. наставляемый сотрудник повторяет ранее сложившиеся профессиональные стереотипы и не может или не хочет освоить новые стандарты работы. Рекомендовано провести внеочередную аттестацию и/или продлить период наставничества

Подпись наставника

   --------------------------------

<7> Составляется наставником в течение десяти рабочих дней по
окончании установленного приказом (наименование органа государственной
власти Республики Коми) срока наставничества, прилагается к отчету по
итогам выполнения индивидуального плана наставничества
<8> Комментарии (обоснование оценки) приводятся, если наставник за
выполнение задания ставит подопечному оценку ниже 2 баллов или 5 баллов.
Примеры комментариев: при проведении тестирования наставляемый дал
правильные ответы на 95% поставленных вопросов и т.д.

Отметка об ознакомлении наставляемого сотрудника с выводами и оценкой
наставника


- согласен не согласен


- мотивированное обоснование представлю в течение пяти дней

(дата) (подпись гражданского служащего)


------------------------------------------------------------------