<Письмо> Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РК от 11.03.2014 N 03-05/1 "О реализации этнокультурной составляющей содержания образовательных программ общего образования"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УПРАВЛЕНИЕ ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 11 марта 2014 г. № 03-05/1

О РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми по вопросам разработки учебных планов и рабочих программ учебных предметов в образовательных организациях в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей разъясняет следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Содержание образования, определенное образовательными программами, должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (ч. 1 ст. 12 ФЗ № 273). Образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 5 ст. 12 ФЗ № 273).
В настоящее время в общеобразовательных организациях Республики Коми реализуются основные образовательные программы общего образования, в том числе учебные планы, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; федерального государственного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; а также в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФКГОС), утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.
Требования, предъявляемые к учебному плану в условиях реализации ФГОС общего образования и ФК ГОС, несколько различаются.
1. Федеральный базисный учебный план, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004), разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательной организации, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент (не менее 75% от общего нормативного времени) установлен Министерством образования и науки Российской Федерации и обеспечивает единство образовательного пространства в Российской Федерации и является инвариантной частью содержания общего образования.
Региональный (национально-региональный) компонент (не менее 10%) установлен Министерством образования Республики Коми, обеспечивает этнокультурные потребности и интересы учащихся в области образования, в том числе изучение коми языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей республики.
Компонент образовательного учреждения (не менее 10%) самостоятельно устанавливается образовательной организацией и позволяет более полно учесть возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования.
Основными требованиями, предъявляемыми к учебному плану образовательной организации, является соответствие перечня учебных предметов и количества учебных часов, отводимых на их изучение, в инвариантной части учебного плана федеральному компоненту федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", соблюдение максимального объема учебной нагрузки, соблюдение преемственности по ступеням обучения.
Основой для разработки учебных планов образовательных организаций Республики Коми, реализующих основные образовательные программы общего образования в соответствии с ФК ГОС, являются базисные учебные планы для образовательных учреждений Республики Коми, разработанные на основе ФБУП-2004, утвержденные приказом Министерства образования Республики Коми от 18.05.2005 № 107 "Об утверждении базисных учебных планов для образовательных учреждений Республики Коми и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Коми с изучением коми языка как родного и с изучением коми языка как неродного". В базисных учебных планах для образовательных организаций Республики Коми на региональный компонент отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования.
В примерные учебные планы для образовательных организаций Республики Коми с изучением коми языка как родного включены учебные предметы:
"Коми язык" и "Литературное чтение" (начальное общее образование);
"Коми язык" и "Коми литература" (основное общее образование);
"Коми литература" (среднее общее образование).
В примерные учебные планы для образовательных организаций Республики Коми с изучением коми языка как неродного включен учебный предмет "Коми язык".
Часы национально-регионального компонента (в том случае, когда коми язык не изучается) и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
Согласно ФБУП-2004 на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
Наличие в структуре учебного плана в соответствии с ФБУП-2004 регионального (национально-регионального) компонента является обязательным. Использование понятия "региональный (национально-региональный) компонент" в структуре рабочих программ учебных предметов нормативно не предусмотрено.
ФГОС НОО (п. 19.3), ФГОС ООО (п. 18.3) дают общую характеристику учебному плану, примерная детализация его представлена в примерной основной образовательной программе (далее - ПООП) начального общего образования, а конкретизация остается за образовательной организацией в зависимости от ряда факторов: наличия ресурсов, создания условий, выбора образовательной системы /системы учебно-методического комплекса/ предметной линии, форм реализации занятий и т.д.
Базисный учебный план, представленный в ПООП НОО (ПООП ООО), не имеет привычного статуса (статуса ФБУП-2004), а является основой, основанием для конструирования учебного плана образовательной организации на ступени начального общего образования.
Письмо Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" дает следующие разъяснения к учебному плану начального общего образования: "... Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.
Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения". Данные разъяснения применимы и к учебному плану основного общего образования.
Учебный план в соответствии с ФГОС (п. 19.3) начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация.
Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Учебный план основного общего образования (далее - учебный план) обеспечивает в соответствии с ФГОС ООО (п. 18.3) введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения и устанавливают количество учебных часов, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Учебный план образовательной организации должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В части вопросов, касающихся обязательности включения в рабочие программы учебных предметов этнокультурной составляющей, правомерности использования национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов Республики Коми для общеобразовательных учреждений, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 13.07.2001 № 301, обращаем внимание на следующее.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования этнокультурные, национальные, региональные составляющие включены в требования к результатам освоения данных программ (п. 10 ФГОС НОО, п. 9 ФГОС ООО), а также в требования (п. 12 ФГОС НОО, п. 11 ФГОС ООО) к предметным результатам по ряду учебных предметов ("Окружающий мир", "Искусство", "Музыка" и др.). Согласно нормам ФЗ № 273, а также требованиям ФГОС (ФКГОС) образовательные организации самостоятельно разрабатывают программы учебных предметов; реализация программ учебных предметов должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Следовательно, содержание как образовательных программ, так и содержание программ учебных предметов разрабатывается с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей.
При разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов, следует учитывать положения Концепции образования этнокультурной направленности в Республике Коми (http://minobr.rkomi.ru/left/dok/info_mat/).
Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов Республики Коми для общеобразовательных учреждений, утвержденный Указом Главы Республики Коми от 13.07.2001 № 301, не соответствует требованиям применительно к программам, разработанным в соответствии с ФГОС (ФК ГОС).
Вместе с тем, образовательные организации могут разрабатывать этнокультурные, национальные и региональные составляющие программ учебных предметов с учетом содержания национально-регионального компонента.

Начальник Управления
С.МОИСЕЕВА-АРХИПОВА


------------------------------------------------------------------