Приказ Министерства образования РК от 14.01.2014 N 14 "О проведении обучающих семинаров для лиц, претендующих на включение в состав республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 14 января 2014 г. № 14

О ПРОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХ СЕМИНАРОВ ДЛЯ ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ
НА ВКЛЮЧЕНИЕ В СОСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ
ПО ПРОВЕРКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ И
ВЫПУСКНИКОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ (В ТОМ ЧИСЛЕ УСТНЫХ ОТВЕТОВ)
ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2014 ГОДУ

В целях формирования и развития профессиональной компетентности экспертов республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования и обеспечения единства оценивания экзаменационных работ ЕГЭ на территории Республики Коми в 2014 году приказываю:
1. Провести с 27 января по 30 января 2014 года на базе государственного автономного учреждения Республики Коми "Республиканский информационный центр оценки качества образования" (далее - ГАУ РК "РИЦОКО") обучающие семинары для лиц, претендующих на включение в состав республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году (далее - обучающие семинары).
2. Утвердить программу подготовки экспертов республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году (Приложение 1).
3. Утвердить график проведения обучения экспертов республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году (Приложение 2).
4. ГАУ РК "РИЦОКО" (Е.В.Попова) обеспечить организацию и проведение обучающих семинаров.
5. Руководителям муниципальных органов управления образованием, государственных образовательных организаций, ректорам (директорам) вузов Республики Коми обеспечить участие в работе обучающих семинаров лиц, включенных в списки кандидатур в состав республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году, согласно ранее представленной информации.
6. Оплату проездных, проживания и командировочных расходов отнести за счет направляющей стороны.
7. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра Н.И.Студиград.

Министр
В.ШАРКОВ





Утверждена
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
от 14 января 2014 г. № 14
(приложение 1)

ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ
ПО ПРОВЕРКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ И
ВЫПУСКНИКОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ (В ТОМ ЧИСЛЕ УСТНЫХ ОТВЕТОВ)
ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2014 ГОДУ

Пояснительная записка

Программа подготовки экспертов республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году подготовлена на основе примерной программы ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и скорректирована с учетом специфических условий Республики Коми (кадровых и экономических возможностей, опыта проведения единого экзамена по конкретным предметам и пр.). Особое внимание в условиях дефицита времени уделено практической стороне обучения.
Программа курса предусматривает подготовку слушателей по вопросам нормативно-правового и научно-методического обеспечения проверки и оценки развернутых ответов выпускников, позволяет совершенствовать у слушателей практические умения проверки и объективной оценки ответов выпускников по предмету, а также знакомит с общими принципами организации подготовки экспертов предметных комиссий.
Цель курса: формирование и развитие профессиональной компетентности экспертов республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования.
Задачи курса:
- содействовать пониманию слушателями роли единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в контексте общероссийской системы оценки качества образования;
- способствовать формированию у слушателей системы базовых теоретико-методических знаний о содержании нормативных документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), о процедуре проведения ЕГЭ и порядке проверки и оценки ответов выпускников на задания с развернутым ответом по предмету;
- способствовать формированию представления о структуре и содержании КИМ по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), принципах и методах их разработки;
- способствовать формированию следующих умений:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проверки и оценки ответов выпускников на задания с развернутым ответом;
- проверять и объективно оценивать ответы выпускников на задания с развернутым ответом;
- оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования.
Подготовка экспертов республиканских предметных комиссий организована в очно-заочной форме.
В систему подготовки слушателей входят лекции, семинарские и практические занятия, предусмотрены часы для самостоятельной работы.
Лекционный курс знакомит слушателей с нормативно-правовыми основами и процедурой проведения ЕГЭ, итогами ЕГЭ 2013 года, структурой и содержанием КИМ, технологией стандартизированной проверки и оценки учебных достижений по учебным предметам.
На семинарских занятиях рассматриваются вопросы методики проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом.
Практические занятия посвящены тестированию экспертов ЕГЭ в целях проверки уровня их подготовленности, проведению итогового зачета в программном комплексе "Эксперт ЕГЭ".
Учебные часы, отводимые для самостоятельной работы слушателей, используются для работы обучающихся с программным комплексом "Эксперт ЕГЭ".
При обучении экспертов республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования используются следующие учебно-методические материалы (далее - УММ):
1. Настоящая программа подготовки экспертов республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования.
2. УММ для экспертов предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году по 14 учебным предметам.
3. Система дистанционной подготовки экспертов предметных комиссий "Эксперт ЕГЭ" (далее - "Эксперт ЕГЭ").
4. Межрегиональный банк изображений экзаменационных работ участников ЕГЭ 2013 года, вызвавших сложности в оценивании (далее - Межрегиональный банк изображений).
Программа рассчитана на 72 часа занятий. Из них:
- 14 часов лекционных и семинарских занятий;
- 6 часов практических занятий (включая зачет);
- 52 часа самостоятельных занятий.
Программа включает в себя проведение двух сессий:
I сессия - январь 2014 года (общий объем часов - 58 часов);
II сессия - март 2014 года (общий объем часов - 14 часов).
По итогам обучения проводится аттестация обучающихся, позволяющая определить состав специалистов, рекомендуемых для работы в республиканских предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования.
По результатам обучения слушателям выдается свидетельство установленного образца.

Учебный план

Наименование программы. Подготовка экспертов республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году.
Цель. Формирование и развитие профессиональной компетентности экспертов республиканских предметных комиссий.

Количество часов. Режим занятий.
72 учебных часа.
14 часов лекционных и семинарских занятий;
6 часов практических занятий (включая зачет);
52 часа самостоятельных занятий.

№ п/п
Название темы
Лекции
Семинары
Практич. занятия
Самост. занятия
Всего часов
I сессия
1.
Задачи единого государственного экзамена
1



1
2.
Организация подготовки экспертов предметных комиссий
1



1
3.
Тестирование экспертов ЕГЭ


2

2
4.
Анализ итогов ЕГЭ 2013 года
2



2
5.
Структура и содержание КИМ по предмету
2



2
6.
Работа с программным комплексом "Эксперт ЕГЭ"



50
50
II сессия
1.
Нормативно-правовые основы проведения ЕГЭ в 2014 году
4


2
6
2.
Методика проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом
1
3


4
3.
Итоговый зачет в программном комплексе "Эксперт ЕГЭ"


4

4
ИТОГО
11
3
6
52
72

Содержание программы

I СЕССИЯ (ЯНВАРЬ 2014 года)

Тема 1. Задачи единого государственного экзамена (1 час)

1.1. ЕГЭ как элемент общероссийской системы оценки качества образования.
1.2. Повышение доступности профессионального образования по социальным и территориальным основаниям.
1.3. Формирование системы объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников, обеспечение равных условий при поступлении в вузы и ссузы.
1.4. Проблема обеспечения преемственности общего и профессионального образования.
1.5. Создание условий для повышения эквивалентности государственных документов о получении среднего общего образования.
1.6. Обеспечение государственного контроля качества общего образования на основе независимой, объективной оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников.

Тема 2. Организация подготовки экспертов
предметных комиссий (1 час)

2.1. Подходы к определению структуры предметной комиссии и отбору экспертов. Общие принципы отбора экспертов.
2.2. Квалификационные характеристики экспертов и категории экспертов предметной комиссии.
2.3. Многообразие форм проведения занятий по подготовке экспертов. Использование активных методов обучения при подготовке экспертов. Организация самостоятельной работы экспертов.
2.4. Методика организации и проведения квалификационных испытаний экспертов предметной комиссии.
2.5. Методика организации разбора заданий, инструктажа и консультирования экспертов при проверке экзаменационных работ в период проведения экзамена.

Тема 3. Тестирование экспертов ЕГЭ (2 часа)

3.1. Проверка уровня подготовленности экспертов республиканских предметных комиссий.
3.2. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ.

Тема 4. Анализ итогов ЕГЭ 2013 года (2 часа)

4.1. Итоги организации и проведения ЕГЭ на территории Республики Коми в 2013 году: анализ достижений и проблем в организации.
4.2. Итоги по отдельным учебным предметам.

Тема 5. Структура и содержание КИМ по предмету (2 часа)

3.1. Педагогический контроль в современном учебном процессе. Специфика стандартизированных форм контроля.
3.2. Принципы отбора содержания КИМ по предмету. Отражение в КИМ специфики содержания и структуры учебного предмета.
3.3. Документы, определяющие структуру и содержание КИМ 2014 г. по предмету. Изменения в КИМ в 2014 г. в сравнении с 2013 г.
3.4. Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса.
3.5. Задания с развернутым ответом, их место и назначение в структуре КИМ, Типология основных элементов содержания и учебно-познавательной деятельности, проверяемых заданиями с развернутым ответом. Типология заданий с развернутым ответом. Система оценивания заданий с развернутым ответом.

Тема 6. Работа с программным комплексом
"Эксперт ЕГЭ" (50 часов)

6.1. Основные подходы к системе оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по предметам.
6.2. Методика оценки ответов экзаменуемых на основе разработанных критериев с примерами типичных ответов, ошибок.
6.3. Способы разрешения нестандартных ситуаций при проверке выполнения заданий с развернутым ответом.
Используемые материалы для организации самостоятельных занятий.
Учебно-методические материалы (УММ) по каждому предмету представляют собой комплект учебных пособий.
В "Методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом" (далее - УММ, часть I) дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2014 г. по предмету, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в экзаменационных работах ЕГЭ, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
В "Материалах для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом" (далее - УММ, часть II) дается общий алгоритм работы эксперта, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и тексты ответов экзаменуемых.

II СЕССИЯ (МАРТ 2014 года)

Тема 1. Нормативно-правовые основы проведения
ЕГЭ в 2014 году (6 часов)

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации".
1.2. Приказ Минобрнауки России "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" от 26.12.2013 № 1400.
1.3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования") (с изменениями и дополнениями).
1.4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
1.5. Инструктивно-методические материалы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), ФГБУ "Федеральный центр тестирования" (далее - ФЦТ) и ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ) по проведению ЕГЭ.

Тема 2. Методика проверки и оценки выполнения
заданий с развернутым ответом (4 часа)

2.1. Общие научно-методические подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом. Специфические подходы к системе оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по предмету.
2.2. Виды шкал, используемых для оценки выполнения заданий с развернутым ответом по предмету.
2.3. Методика оценивания ответов экзаменуемых на основе разработанных критериев с примерами характерных ответов и типичных ошибок. Подходы к решению нестандартных ситуаций.
2.4. Стандартизованная процедура проверки и перепроверки выполнения заданий с развернутым ответом.
2.5. Форма бланка ответов № 2. Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2.
2.6. Работа третьего эксперта. Типичные затруднения, расхождения экспертов при проверке экзаменационных работ.

Тема 3. Итоговый зачет в программном
комплексе "Эксперт ЕГЭ" (4 часа)

3.1. Проверка уровня подготовленности экспертов республиканских предметных комиссий по проверке экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам образовательных программ среднего общего образования в 2014 году.
3.2. Присвоение статусов экспертам ЕГЭ (ведущий, старший, основной).
Используемые материалы дня проведения итогового зачета.
В "Материалах для проведения зачета" (далее - УММ, часть III) содержатся тексты заданий с развернутым ответом и приводятся ответы экзаменуемых. По ряду предметов прилагаются эталоны оценивания. Пособие позволяет оценить степень подготовленности эксперта к проверке экзаменационных работ (www.fipi.ru, раздел "Эксперты предметных комиссий регионов").

Методические рекомендации
по организации учебного процесса экспертов республиканских
предметных комиссий по проверке экзаменационных работ
обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных
ответов) по соответствующим учебным предметам
образовательных программ среднего общего образования
в 2014 году

Тема занятия
Форма занятия
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии
Используемые материалы
Кол-во часов
I сессия
1. Задачи единого государственного экзамена
Лекция
Цели и задачи ЕГЭ
Сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru
Сайт ЕГЭ: http://ege.edu.ru/
1
2. Организация подготовки экспертов предметных комиссий
Лекция
Подходы к определению структуры предметной комиссии и отбору экспертов. Общие принципы отбора экспертов. Квалификационные характеристики экспертов и категории экспертов предметной комиссии
Методические материалы по организации работы предметных комиссий в 2014 году, Москва, 2013 - 2014 (Рособрнадзор, ФИПИ)
1
3. Тестирование экспертов ЕГЭ
Практическое занятие
Проверка уровня подготовленности экспертов республиканских предметных комиссий. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ
Использование материалов диагностического тестирования за предыдущие годы
2
4. Анализ итогов ЕГЭ 2013 года

Итоги ЕГЭ 2013 г. на территории Республики Коми: анализ достижений и проблем в организации;
итоги по предметам
Сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru
Сборник "Статистические информационно-аналитические материалы ЕГЭ", г. Сыктывкар, 2013 г.
2
5. Структура и содержание КИМ по предмету
Лекция
Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета в КИМ ЕГЭ. Ознакомление с документами, определяющими структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2014 года по каждому учебному предмету. Ознакомление с изменениями экзаменационной работы 201 г. в сравнении с 2013 г. Задания с развернутым ответом, их место и назначение в структуре КИМ. Типология основных элементов содержания и учебно-познавательной деятельности, проверяемых заданиями с развернутым ответом. Типология заданий с развернутым ответом
УММ. часть I http://www.fipi.ru/view/sections/228/docs/660.html
http://ege.edu.ru/ru/main/demovers/
2
6. Работа с программным комплексом "Эксперт ЕГЭ"
Самостоятельное занятие
Основные подходы к системе оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по предметам. Методика оценки ответов экзаменуемых на основе разработанных критериев с примерами типичных ответов, ошибок. Способы разрешения нестандартных ситуаций при проверке выполнения заданий с развернутым ответом
УММ, часть I "Эксперт ЕГЭ"
УММ, часть I, II "Эксперт ЕГЭ"
50
II сессия
1. Нормативно-правовые основы проведения ЕГЭ 2014 году
Лекция
Ознакомление слушателей с содержанием основных документов, регламентирующих процедуру проведения ЕГЭ, и деятельностью предметных комиссий в 2014 году
http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/ Нормативно-правовые документы Республики Коми
4
Самостоятельные занятия
Ознакомление с нормативно-правовыми документами РФ и РК, регламентирующими порядок проведения ЕГЭ, деятельность предметных комиссий
http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/ Нормативно-правовые документы Республики Коми
2
2. Методика проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом
Лекция
Процедура работы экспертов предметных комиссий. Стандартизированная процедура проверки и перепроверки выполнения заданий с развернутым ответом. Протокол проверки ответов на задания в бланке № 2
Инструктивные материалы Рособрнадзора. ФЦТ, ФИПИ
1
Семинар
Методика оценки ответов экзаменуемых на основе разработанных критериев с примерами типичных ответов, ошибок. Способы разрешения нестандартных ситуаций при проверке выполнения заданий с развернутым ответом
УММ, часть I http://www.fipi.ru/view/sections/228/docs/660.html
3
3. Итоговый зачет в программном комплексе "Эксперт ЕГЭ"
Практическое занятие
Присвоение статусов экспертам ЕГЭ (ведущий, старший, основной)
УММ, часть III "Эксперт ЕГЭ" Межрегиональный банк изображений
4

Рекомендуемая литература

1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2 изд., перераб. и расширенное. - М.: "Центр тестирования", - 2005. - 56 с.
2. Аванесов В.С. Единый государственный экзамен в фокусе научного исследования // Педагогические измерения, № 1, 2006. - С. 3 - 31.
3. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 135 с.
4. Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений // Педагогические измерения. № 1, 2004. - С. 15 - 21.
5. Агранович М.Л. Возможности анализа образовательных систем на основе результатов ЕГЭ/М.Л.Агранович // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 272 - 287.
6. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция педагогической оценки учения школьников. - М., 1984.
7. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка/Ш.Л.Амонашвили. - М.: Наука, 1980. - 96 с.
8. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1990. Т. 1 - 2.
9. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Издательский дом "Литер", 2007. - 688 с.
10. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М.: Изд-во РУДН, 2000.
11. Белый Ю.А., Рапопорт И.А. О методах определения действенности и надежности тестов в зарубежной педагогике // Советская педагогика, № 8, 1969. - С. 120 - 130.
12. Берка К. Измерение: Понятия, теории, проблемы. Пер. с чеш./Под ред. Б.В.Бирюкова. - М.: Прогресс, 1987. - 320 с.
13. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся [Текст]/В.П.Беспалько // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 138 - 150.
14. Болотов В.А., Шаулин В.Н., Шмелев А.Г. Единый экзамен и качество образования // Единый государственный экзамен: научные основы, методология и практика организации эксперимента/Под ред. В.А.Болотова. - М.: Логос, 2002.
15. Болотов В.А. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста/В.А.Болотов, А.Г.Шмелев // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 4. - С. 16 - 21.
16. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Н.М.Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
17. Войтов А.Г. Учебное тестирование для гуманитарных и экономических специальностей: Теория и практика. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005. - 402 с.
18. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросам контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. 1997, № 7. - С. 61 - 71.
19. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
20. Ерецкий М.И., Пороцкий Э.С. Проверка знаний, умений и навыков. - М., 1978. - 175 с.
21. Ефремова Н.Ф. Современное тестирование в системе личностно-ориентированного и развивающего обучения. // Известия ЮО РАО. - 2004. - Вып. VI.
22. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Учеб. пособие. - М.: Логос, 2003.
23. Ефремова Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 3.
24. Ефремова Н.Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. - 2004. - № 9.
25. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие для студентов, получающих образование по педагогическим направлениям и специальностям/Н.Ф.Ефремова. - М.: Логос, 2007. - 368 с.
26. Загвязинский В.И. Общая педагогика/В.И.Загвязинский. - М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
27. Загрекова Л.В. Методологические основы личностно-ориентированной педагогической технологии в высшей школе // Личностно-ориентированные педагогические технологии проф. образования в высшей школе: Материалы научно-практической конференции студентов, преподавателей вузов и общеобразовательных школ/Под ред. Л.В.Загрековой. - Н. Новгород: НГПУ, 1997. - С. 4 - 15.
28. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
29. Занков Л.В. Избранные педагогические труды/Л.В.Занков. - М.: Педагогика, 1990. - 424 с.
30. Занков Л.В. Развитие и обучение. - М.: Педагогика, 1962.
31. Звонников В.И. Измерения и качество образования. - М.: Логос, 2006.
32. Звонников В.И. Измерения и шкалирование в образовании: Учеб. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2006. - 136 с.
33. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Разработка и сертификация аттестационных тестов/Гос. ун-т управления. - М., 2007.
34. Кабанова Т.А., Новиков В.А. Тестовые технологии в дистанционном обучении. Специализированный учебный курс. - М.: Изд. дом "Обучение-Сервис", 2008. - 327 с.
35. Кабанова Т.А., Новиков В.А. Учебный курс "Тестовые технологии в дистанционном обучении". Опыт разработки и реализации (Новиков В.А.) // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 28, - С. 22 - 27.
36. Кадневский В.М. История тестов. Монография. - М.: Народное образование, 2004. - 464 с.
37. Кадневский В.М. Генезис тестирования в истории отечественного образования/В.М.Кадневский. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. - 335 с.
38. Кадневский В.М. ЕГЭ. Тесты в образовательном пространстве России/В.М.Кадневский, В.Д.Полежаев // Педагогическая диагностика. Научно-практический журнал. - 2008. - № 1. - С. 41 - 53.
39. Карнаухова М.В. Основные тенденции оценивания качества образования на рубеже столетий. Ч. 2. Оценка результативности педагогического процесса в системе дополнительного образования детей: монография/М.В.Карнаухова. - Ульяновск: УлГУ, 2002. - 100 с.
40. Ким В.С. Тестирование учебных достижений. Монография. - Уссурийск: Издательство УГПИ. 2007. - 214 с. (http://uss.dvfu.ru/stmct/ui/kim/monograph/index.html)
41. Ким В.С. Компьютерное тестирование как элемент управления учебным процессом // Вестник МГОУ. Серия "Педагогика", 2007, том 2. - С. 94 - 98.
42. Крокер Л. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник/Л.Крокер, Дж.Алгина; пер. с англ. Н.Н.Найденовой, В.Н.Симкина, М.Б.Челышковой; под общ. ред. В.И.Звонникова, М.Б.Челышковой. - М.: Логос, 2010. - 668 с.
43. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. - Тверь, ТГУ, 1998. - 78 с.
44. Куклин В.Ж. Проблемы ЕГЭ - действительные и мнимые // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 199 - 220.
45. Лебедев О.Е. Кому оценивать образовательные результаты?/О.Е.Лебедев // Народное образование. - 2004. - № 9. - С. 81 - 86.
46. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Знание, 1981.
47. Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика // Народное образование. - 1990. - № 12. - С. 74 - 84.
48. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? - М.: Знание, 1978. - 45 с.
49. Лобжанидзе В.А., Непша О.Б. Сущность оценки и отметки // Завуч начальной школы, 2002, № 4. - С. 66 - 77.
50. Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников // Настольная книга учителя начальной школы. - М., 2002,
51. Панасюк В.П. Методика проведения школой самообследования по качеству обеспечиваемого ею образования. - СПб; М.: ИЦПКПС, 2000.
52. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. - СПб; М., 2000.
53. Пермяков О.Е., Максимова О.А. Основы технологии комплексной экспертизы качества педагогических тестов: Монография. - Томск: Изд-во ТОИПКРО, 2008. - 100 с.
54. Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России/под ред. акад. Г.А.Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. - 79 с.
55. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. - Киев, 1998.
56. Полежаев В.Д. Единый государственный экзамен и его влияние на формирование контингента студентов вуза/В.Д.Полежаев // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. - Омск, 2009. - № 3 (78). - С. 134 - 138.
57. Полежаев В.Д. О необходимости совершенствования системы оценивания результатов ЕГЭ/В.Д.Полежаев // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. - Омск, 2009. - № 2 (76). - С. 145 - 149.
58. Полежаев В.Д. Об эффективности оценивания творческих способностей и уровня подготовленности абитуриентов/В.Д.Полежаев, М.В.Полежаева, В.И.Якунин // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. - Омск, 2010. - № 6 (81).
59. Полежаев В.Д. Проблемы оценивания уровня подготовленности абитуриентов/В.Д.Полежаев // Национальные экзамены в системе оценки качества образования: матер. и тез. докл. Междунар. конф. - М.: Уникум-центр, 2006. - С. 222 - 231.
60. Полежаев В.Д. Проблемы шкалирования результатов различных видов вступительных испытаний/В.Д.Полежаев // Развитие тестовых технологий в России: тез. докл. VII Всерос. науч.-метод. конф. - М.: Федеральный Центр тестирования, 2005. - С. 39 - 42.
61. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
62. Поташник М.М., Ямбург Е.А., Матрос Д.Ш. и др. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
63. Поташник М.М. Управление качеством образования/М.М.Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 443 с.
64. Психологическое тестирование. 7-е изд./А.Анастази, С.Урбина. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.
65. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс (Серия "Управление персоналом"), 2003. - 285 с.
66. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы/Д.Равен; пер. с англ. Ю.И.Турчаниновой, Э.Н.Гусинского. - М.: Когито-Центр, 2001. - 139 с.
67. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 144 с.
68. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. - М.: Знание, 1983.
69. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, Д975. - 345 с.
70. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983. - 80 с.
71. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе: реализация принципа наглядности в различных формах и методах обучения. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
72. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе/Т.И.Шамова [и др.] - М.: Педагог, общ-во России, 2007. - 192 с.
73. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие/М.Б.Челышкова. - М.: Логос, 2002. - 431 с.
74. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы/М.А.Чошанов. // Педагогика. - 2000. - № 10. - С. 95 - 102.
75. Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребность/Под ред. А.Карелина. - М.: 1997.
76. Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования/И.С.Якиманская // Психологические критерии качества знаний школьников. - М.: АПН СССР, 1990. - С. 5 - 20.





Утвержден
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
от 14 января 2014 г. № 14
(приложение 2)

ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ
КОМИССИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И ВЫПУСКНИКОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ (В ТОМ ЧИСЛЕ УСТНЫХ ОТВЕТОВ)
ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2014 ГОДУ

№ п/п
Даты проведении
27 января
28 января
29 января
30 января
1
Русский язык (1 подгруппа)
Литература
Русский язык (2 подгруппа)
Физика
2
Математика (1 подгруппа)
Математика (2 подгруппа)
Информатика и ИКТ
Иностранные языки (английский, немецкий, французский)
3
Обществознание (1 подгруппа)
История
Обществознание (2 подгруппа)
Биология
4
Химия
География
-
-


------------------------------------------------------------------